?

Log in

No account? Create an account
February 2020   01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Ника Гольц

Posted by vad_nes on 2009.12.06 at 18:54
Tags:
День добрый.

В этом году в издательстве «Живопись-Инфо» в серии «Мастера изобразительного искусства» вышел альбом «Ника Гольц. Книжная и станковая графика».

Издание интересно не только тем, что это первый изданный альбом одного из моих любимейших иллюстраторов. Дело еще и в том, что Ника Георгиевна составляла его сама, и там есть множество работ, которые нигде кроме увидеть нельзя. Это ее неизданные иллюстрации к книгам, которые так и не вышли. Что-то она сама отказалась печатать, что-то, напротив, рисовалось в годы, когда работы не было, и Ника Георгиевна просто иллюстрировала кого-нибудь «для себя», а издателя потом так и не нашлось.

Кроме того, в этой книге множество ее станковой графики – в основном пейзажей, написанных ею во время путешествий.

Тираж альбома, если не путаю, не то 50, не то 100 экземпляров, и в открытую продажу он не поступал – все ушло автору, за чей счет книга и была издана. Поэтому, когда Ника Георгиевна подарила мне его, я и решил, что держать все это под спудом не очень честно, и отсканировал с десяток страниц из начала. Если интересно – могу продолжить.

Альбом предваряет небольшая статья, написанная самой Никой Гольц.




50.04 КБ
Я родилась в Москве. Мы жили в Мансуровском переулке в одноэтажном деревянном доме с белыми кафельными печами. Дом этот раньше принадлежал моей бабушке. Во дворе росла яблоня, которую в детстве семечком посадил мой отец.

Мой отец, Георгий Павлович Гольц, был не только архитектором, но и прекрасным художником театра, а также великолепным художником-графиком. Он часто любил работать дома, работал как один, так и с товарищами, на всех столах и на рояле лежали доски с архитектурными проектами и эскизами декораций, костюмов. Он много и интересно рисовал для меня. И я рисовала рядом с ним.

Рисовала я всегда. Иначе и не могло быть. Конечно, моим первым и главным учителем был именно мой отец. Он учил меня не указаниями, а всей своей жизнью, наполненной напряженной, радостной работой, своим творческим восприятием и объяснением мира,

Моей матери я обязана интересом и любовью к классической литературе.

Читать я стала рано и много. Рисовала и то, что читала, и свои собственные истории, делала маленькие книжки. Свой текст, картинки к чему, примитивно переплетала и склеивала. Мне было около пяти-шести лет.

В доме было много книг по искусству. И были любимый пес, с которым я росла, коты, птицы, летавшие по нашим двум комнатам.

Думаю, что все лучшее, что есть в моем творчестве, идет из моего детства.

В 1939 году я поступила в Московскую среднюю художественную школу. Она была хороша тем, что мы все там работали страстно. Особенно это творческое напряжение проявилось в дни войны, когда школа была эвакуирована в Башкирию. Работали с огромным подъемом. Спасибо нашим педагогам. Они поддерживали этот подъем. Из нашей школы вышло много прекрасных художников. Их имена сейчас хорошо известны.

В конце зимы 1942 года за мной приехал мой отец и увез меня в Чимкент, куда была эвакуирована Академия Архитектуры, действительным членом которой он был. Он много рисовал и писал в этом красивом среднеазиатском городе (сейчас его работы в ГМИИ имени А.С. Пушкина и ГНИМА имени А.В, Щусева). И я опять рисовало рядом с ним.

В 1943 году мы вернулись в Москву, и я поступила в МГХИ имени В.И. Сурикова. Думаю, и в художественной школе, и в институте мы, в основном, учились друг у друга. Это было главное - рядом работали разные, часто очень талантливые художники. И, конечно, важна была ежедневная работа с натуры. Я вообще считаю, что художник должен «уметь». Надо изучать технику, законы живописи, учиться рисовать. Это не значит, что эти законы нельзя нарушать. Напротив - надо. Но право на смелый, неожиданный, дерзкий ход дает только свободное владение мастерством.

В 1946 году погиб мой отец. Это было не только горе, это повернуло мой мир.

В 1959 году я защитила диплом в МГХИ. Два преддипломных года я училась в монументальной мастерской у Н.М. Чернышева. Прекрасный художник, светлый человек и настоящий Учитель, он отнесся к нам не как к ученикам, а как к художникам. Заставил поверить в себя. Помог каждому найти свое, индивидуальное, разное.

Я мечтала расписывать стены. Но единственной моей монументальной работой оказалась роспись стометровой стены в строящемся детском музыкальном театре Н.И. Сац в 1979 году, в композицию которой я включило два панно (по эскизам 1928 года) моего отца.

В издательства я пришла сперва ради заработка, но вскоре мне стало ясно, что это - мое. Ведь я продолжала все время, как в детстве, рисовать иллюстрации «для себя».

Более того, оказалось, что книжная иллюстрация сходна с монументальной росписью.

И то, и другое связано с определенным заданным пространством, с его решением и с заданной темой.

А еще книга - это театр. Художник иллюстратор разыгрывает спектакль. Он и автор, и актер, и мастер по свету и цвету, и главное, режиссер всего действа. Должно быть продуманное чередование сцен, должна быть своя кульминация. Меня всегда увлекало это решение книги, как спектакля.

Я не считаю возможным искажать идею автора, но она должна присутствовать в твоем прочтении. Как бы пропустив автора через себя, понять, что тебе важно, открыть и показать это. И следующую книгу нельзя делать, как предыдущую, а решать ее по-новому.

В конце концов понимаешь, что, в сущности, история изобразительного искусства есть серия иллюстрации.

Моя первая книга - «Стойкий оловянный солдатик», Андерсена. Пожалуй, никогда потом я не была так счастлива, как в тот самый день, когда получила несколько листочков с давно знакомым текстом.

Теперь я как наркоман. Я не могу без книги. В перерывах между заказной работой делаю серию станковых иллюстраций «для себя». Я люблю такие перерывы, но мне нужна напечатанная книга. Держать ее в руках, видеть в магазине, знать что ее читают.

Меня часто спрашивают, рисую ли я для детей. По-моему, каждый художник рисует, по большому счету, для себя. Рисую потому, что не могу не рисовать. Хотя есть внутреннее убеждение, что это для кого-то, и в том числе для детей.

Мне непонятно само понятие «детская книга». В детскую книгу попали такие глубокие философские шедевры, как «Дон Кихот», «Путешествия Гулливера». Андерсен писал свои сказки не для детей. Читал их королю. Это закономерно. Дети понимают все. Конечно, многое зависит от воспитания, от среды.

Так и иллюстрации. Дети понимают все, а если и не понимают, то воспринимают интуитивно, эмоционально.

Работа для детей особенно ответственна. Ребенок видит больше, чем взрослый. Ему помогает непосредственность, не обремененность условностями изображения. Поэтому так важно первое впечатление от книги. Оно
остается на всю жизнь. Подчеркивает мысль, воспитывает вкус. Иногда, к сожалению, и дурной.

«Не навреди» - эта заповедь врача применима и к художнику, рисующему для детей.

Каждый писатель должен быть узнаваем в иллюстрациях, но художник создает свое оригинальное произведение.

Я думаю, что, работая над не русской литературой, мы неизбежно делаем русские иллюстрации. Это есть в том, как понимаем, чувствуем писателя, его философию, какой иносказательный смысл вкладываем. Важно побывать в стране своего автора, на месте действия его героев. С моими датскими друзьям мы изъездили их прекрасную страну. Это по могло мне по-новому подойти к иллюстрированию Андерсена. Но все же у меня это русский Андерсен, хотя рисунки мои там нравились и многие из них остались в Дании. Италия помогла мне, как ни странно, в работе над моим любимым Гофманом. Особенно в «Принцессе Бромбилле». Ведь там все происходит в Риме, правда, в Риме фантастическом. А как интересно было в Бамберге увидеть на площади рядом с домом, где жил Гофман, его небольшой памятник с котом Мурром на плече. О Тунисе, Египте я думала, рисуя сказки Гауфа, а шотландские и английские сказки сделала, вернувшись из Лондона и Эдинбурга.

Я сформировалась как художник в Советское время. Тогда была строгая политическая цензура, много было «нельзя», многое опасно. Но ее возможно было обойти, особенно за счет специфики детской книги. Нынешняя цензура куда страшнее. Это цензура денег. Чтобы выгодно продать, книгу стараются сделать круче, ярче до крикливости, перенимают не лучшие образцы зарубежного рынка, часто дурного вкуса.

Искусство делают товаром, а искусстве скорее религия. А менялам, как известно, не место в храме.

За книгу страшно. Читать стали меньше и взрослые и дети. Диапазон издаваемой литературы сузился.

Уцелеет ли книга? Не съест ли ее, не заменив, компьютер, интернет?

В России есть традиция книжного иллюстрирования, в которой работали лучшие наши художники.

Очень важно продолжить, развить эту традицию, не теряя национальных особенностей. Хочется на это надеяться.

Ну, а мы можем делать только то, что в наших силах. Можем работать.

Я всегда строю много планов. Что-то удалось осуществить. Некоторые свои работы, немногие, я считаю удачей. Многое еще хочется сделать.

Ника Гольц
______________________

А теперь – картинки.

Титул:
29.35 КБ

Первые работы. Гольц плюс-минус 20 лет.

70.96 КБ
99.59 КБ

Дальше просто работы, там все подписано, я буду встревать только когда есть что сказать:

94.19 КБ

А вот мистера Треча на фоне баксов в моем «Тиме Талере» не было.

127.56 КБ

Книга Шарова, если кто не читал, просто обалденная.

91.12 КБ

Это вот тот самый неизданный «Мальчиш-Кибальчиш», о котором Ника Георгиевна рассказывала здесь – http://vad-nes.livejournal.com/399476.html + http://vad-nes.livejournal.com/399682.html

89.15 КБ
108.84 КБ

72.24 КБ

64.24 КБ

59.31 КБ

83.71 КБ

82.94 КБ

85.23 КБ

70.25 КБ

Это тоже неизданное, если не путаю:

99.73 КБ

Продолжать?

Comments:


Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
(Deleted comment)
mar_ant
спасибо за комент mar_ant at 2009-12-06 16:01 (UTC) (Страница с постом)
Продолжать,продолжать!:) Спасибо!
Ирина Корсакова
спасибо за комент enery at 2009-12-06 16:13 (UTC) (Страница с постом)
Жаль, что такой малый тираж. Неужели издательство настолько бедно, что не захотело издать такую великолепную книгу гораздо большим тиражом и за свой счет?.. Она несомненно бы разошлась.
Не понимаю таких бизнесменов...

В статье небольшая опечатка - в первом предложении - "Я родилось в Москве". Полагаю, "родилась", все же?:)
Вадим Нестеров
спасибо за комент vad_nes at 2009-12-07 07:48 (UTC) (Страница с постом)
Резонов издательства я тоже, если честно, не понимаю. А за поправку спасибо огромное, поправил.
Катя
спасибо за комент frometta at 2009-12-06 16:14 (UTC) (Страница с постом)
Спасибо! Русские сказки - нет слов.
спасибо за комент artemie at 2009-12-06 16:18 (UTC) (Страница с постом)
Спасибо большое!
спасибо за комент pahmutova at 2009-12-06 16:19 (UTC) (Страница с постом)
Блеск! И всё разное, всё с индивидуальным решением.
После того убожества, что я вчера наблюдала на выставке Non Fiction просто глоток свежего воздуха.
Я бы этот альбом с удовольствием купила, за любые деньги.
амирова анастасия
спасибо за комент _sweet_n_ at 2009-12-06 17:03 (UTC) (Страница с постом)
да, после Non Fiction становится очень грустно. А после ВДНХ - просто непереносимо
luft_7
спасибо за комент luft_7 at 2009-12-06 16:33 (UTC) (Страница с постом)
продолжать непременно, пожалуйста!
Спасибо Вам огромное!
michletistka
спасибо за комент michletistka at 2009-12-06 16:33 (UTC) (Страница с постом)
Спасибо! Очень интересно!
shiro_ki
спасибо за комент shiro_ki at 2009-12-06 16:49 (UTC) (Страница с постом)
Продолжайте!!!
Спасибо!!!
Барон Треч в Тиме Талере есть - на форзаце.

Жаль, что тираж такой маленький. Насколько я знаю, в прошлом году в ГМИИ им. Пушкина продавалась книжка работ Георгия Гольца.
Вадим Нестеров
спасибо за комент vad_nes at 2009-12-07 07:49 (UTC) (Страница с постом)
Понял, спасибо. Просто у меня книга была в мягкой обложке, и, соответственно, без форзацев.

Да, там как-то была выставка ее отца - Ника Георгиевна передала туда все его работы - и к ней был издан каталог.
Елена
спасибо за комент eljona at 2009-12-06 16:52 (UTC) (Страница с постом)
жаль, что маленький тираж, я бы купила.
Николай Джумакулиев
спасибо за комент lornlane at 2009-12-06 17:02 (UTC) (Страница с постом)
Спасибо.
otgovorki
спасибо за комент otgovorki at 2009-12-06 17:02 (UTC) (Страница с постом)
Спасибо огромное. Непременно продолжать!
ptizaxx
спасибо за комент ptizaxx at 2009-12-06 17:05 (UTC) (Страница с постом)
еще, еще, спасибо огромное.
nitiel
спасибо за комент nitiel at 2009-12-06 17:17 (UTC) (Страница с постом)
У меня есть несколько её книг, причём совсем недаво изданных - Андерсен. Уайльд, Экзюпери.Если вам интересо - могу отсканировать и выложить.
Интересно-я почему-то думала, судя по имени, что она иностранка...
Алексей
спасибо за комент vitapito at 2009-12-06 17:19 (UTC) (Страница с постом)
очень бы хотелось глянуть как выглядит в ее исполнении Экзюпери
Алексей
спасибо за комент vitapito at 2009-12-06 17:18 (UTC) (Страница с постом)
спасибо, здОрово!
Previous Entry  Next Entry