Лидия Климова (li_kli) wrote in kidpix,
Лидия Климова
li_kli
kidpix

Categories:

Небольшое исследование

Дорогие сообщники!Я хотела бы представить вашему вниманию маленькое исследование, с которым я вчера выступала на межвузовской научной конференции. Мне было бы интересно выслушать ваше мнение.
Огромное спасибо сообществам kidpix и 5razvorotov за прекрасные материалы (в смысле, иллюстрации, которые вы в них выкладываете).
В тексте в квадратных скобках указан номер книги в списке литературы.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЛЛЮСТРАЦИИ В ДЕТСКОЙ КНИГЕ И ЕЕ НОВЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Рассматривая развитие общества в последнее десятилетие, нельзя не заметить произошедшие в нем изменения. Ускорился ритм жизни, увеличился поток получаемой человеком информации, чтению стало уделяться гораздо меньше времени, чем раньше. Многие предпочитают читать тексты в электронном варианте с помощью различных цифровых устройств, это приводит тому, что часто человек покупает книгу именно ради ее иллюстраций. Значит, появляются книги, в которых акцент сделан именно на оформление и качество рисунков, роскошные подарочные или даже модные издания.
Кроме того, постоянно разрабатываются новые технологии печати, и возможности современной полиграфии позволяют художнику-иллюстратору находить все новые и новые выразительные средства. Все это не могло не повлиять на развитие книжной графики. Попробуем понять, какие изменения произошли с детской книгой.
В первую очередь изменилось отношение к иллюстрации как к произведению изобразительного искусства. Е.В.Полевина в статье «Эстетическая функция иллюстрации в детской книге» пишет: «Задача иллюстратора в наиболее общем выражении состоит в том, чтобы передать идейное и образно-эстетическое содержание одного вида искусства (литературы) средствами и приемами другого (графики)» [16]. Этот принцип находит отражение не во всех современных книгах. Большую часть издающейся детской литературы составляют, к сожалению, малохудожественные издания, ориентированные на массового читателя с низким вкусом. В то же время, продолжает развиваться книжная графика традиционного стиля (Галина Маковеева [14], Дарья Герасимова [4], Борис Аникин [20]), но существует тенденция к тому, что иллюстрация не столько подчиняется тексту, сколько следует параллельно ему, художник как бы создает свой собственный мир, отталкиваясь от литературного произведения (Юлия Гукова [11]). И нередко складывается впечатление, что оформление книги рассчитано на то, чтобы поразить читателя, привлечь его внимание. Возможно это обусловлено высокой конкуренцией на книжном рынке: из нескольких изданий одного и того же литературного произведения искушенный читатель выберет то, которое наиболее интересно, нестандартно выполнено.
Для книжной графики характерно отражение процессов, происходящих в изобразительном искусстве в целом. Иллюстрация сейчас все чаще становится декоративной, стилизованной, художник находит необычные ракурсы, и композиции. В качестве примера можно привести рисунки Юлии Гуковой [2], Светланы Филипповой [17], Владислава Ерко [1]. В этом случае иллюстрация несет функцию самостоятельного произведения изобразительного искусства. Ребенок может познакомиться с необычными техниками рисования, так как высокий уровень полиграфии способствует лучшему воспроизведению особенностей художественных материалов. Например, можно увидеть работы, выполненные в порошковой технике (С.Филиппова [15]), объемные коллажи их картона (И.Александров [5]) или мятой бумаги (Е.Клюев [9]). Существуют книги с интересными вырубками или вклейками нехарактерных для полиграфии материалов (книги из серии «Тайны и сокровища» издательства «Махаон» [7] и [8]). Но особенно ценно то, что ребенок может увидеть, как выглядят разнообразные традиционные техники, так как иллюстрация – подчас первое произведение изобразительного искусства, с которым он встречается. Художники используют для работы пастель или восковые мелки, тушь, акварель, гуашь, аэрограф и прочие. Одна только выразительность техники сама по себе способна заинтересовать ребенка, усилить для него привлекательность литературного произведения, дать стимул его собственному воображению, и способствовать эстетическому развитию.
«Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях». [16]
В этом случае особенно важна роль художника, так как у него появляется огромный простор для творчества, изобретения новых форм, но при этом возникает опасность впасть в китч и безвкусицу. В этом контексте спорными являются рисунки В.Ерко к сказкам [3], когда цвет и объем иллюстраций явно доминируют над текстом, мешая его восприятию.
Если рассматривать взаимоотношение рисунка и текста на развороте, то можно заметить, что художник свободно располагает иллюстрации на странице, включает текст в иллюстрацию (Е.Клюев [9], С.Иванова [12]) или – чаще в маргинальных иллюстрациях, – оставляет только фрагмент рисунка, выводя часть за край страницы (Ю.Гукова [2]), как бы приглашая ребенка домыслить недостающее. Ребенок, включаясь в игру, предложенную художником, развивает свою фантазию и учится самостоятельно размышлять о литературном произведении.
Таким образом, закономерные изменения в подходах к иллюстрации позволяют говорить об изменениях в ее эстетической функции. Значение иллюстраций как произведений изобразительного искусства возросло, нередко их можно рассматривать отдельно от текста как самостоятельные станковые листы. Особенно ценно иметь несколько вариантов оформления одного литературного произведения, чтобы ребенок мог почувствовать, как воспринимается текст с разных точек зрения, а так же принимать и понимать современное искусство.
Литература:
1. Андерсен Г.Х. Снежная Королева. – Киев: А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА, 2005 г. – 32 стр.
2. Баум Ф. Великий чародей страны Оз. М.: Росмэн, 2003 г. – 136 стр.
3. Британские рыцарские сказки. Юный Роланд. – Киев: А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА, 2006 г. – 24 стр.
4. Вест А., Герасимова Д. Арбуз у зубра. Розовый жираф, 2009 г. – 48 стр.
5. Гиваргизов А. Мы так похожи. М.: Самокат, 2008 г. – 80 стр.
6. Гоголь Н.В. Ночь перед Рождеством. – Киев: А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА, 2006 г. – 24 стр.
7. Дрейк Эрнст. Драконоведение. Все о драконах. М.: Махаон, 2007 г. – 32 стр.
8. Египтология. М.: Махаон, 2007 г. – 30 стр.
9. Клюев Е. Учителя всякой всячины. Книга на промокашках. М.: Гаятри, 2009 г. – 80 стр.
10. Кэрролл Льюис. Алиса в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье. – Киев: А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА, 2007 г. – 264 стр.
11. Кэрролл Льюис. Алиса в Стране Чудес. М.: Росмэн, 2003 г. – 124 стр.
12. Левин В., Муха Р. Между нами. М.: Октопус, 2009 г. – 192 стр.
13. Малкович И. Лиза и ее сны. Киев: А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА, 2005 г. – 28 стр.
14. Матвеева Н. Кроличья деревня. М.: Московские учебники, 2008 г. – 104 стр.
15. Платонов А.П. Чевенгур. СПб.: Вита Нова, 2008 г. – 560 стр.
16. Полевина Е.В. статья «Эстетическая функция иллюстрации в детской книге». Библиотечное дело – 2005: деятельность библиотек и развитие информационной культуры общества. Материалы Х международной научной конференции. М., 2005 г. http://libconfs.narod.ru/2005/s3/s3_p15.htm
17. Телесин З. Как растят аистят. М.: Текст, Книжники, 2009 г. – 52 стр.
18. Уайльд Оскар. Молодой король: Сказка. – М.: Пан Пресс, 2007 г. – 20 стр.
19. Улицкая Л. История про кота Игнасия, трубочиста Федю и Одинокую Мышь. М.: Эксмо, 2004 г. – 64 стр.
20. Энде М. Школа волшебства и другие истории. СПб.: Амфора, 2005 г. – 277 стр.
Tags: вопросы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments