?

Log in

No account? Create an account
January 2019   01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
ryj_angel

"Прибытие" Шона Тана (Arrival by Shaun Tan)

Posted by rikki_t_tavi on 2018.01.05 at 03:44
Tags:
Arrival Шана Тана был придуман вокруг концепции человека, перенесенного в другое место, когда у него нет корней в окружающем мире,  когда все вокруг непонятно и чуждо. Шон начал читать эмигрантские истории, расспрашивать отца и понемногу сочинять историю о семье, отец и муж в которой должен был уехать на заработки в другую страну. Поначалу он исследовал историю китайских эмигрантов в  Австралии. Потом от историй китайских эмигрантов он перешел к историям эмигрантов из разных стран - с востока, из Европы - и решил что его история будет про эмиграцию вообще, про человека, который приезжает в незнакомую действительность, все ему непонятно, ни для чего у него нет готовых описаний, ему нужно найти работу, найти жилье, взаимодействовать с властями и чиновниками. Он прочел множество историй эмигрантских и пересмотрел архивы Эллис Айленда - самой крупной станции приема эмигрантов в Америке, через которую с конца девятнадцатого по пятидесятые годы прошло 12 миллионов эмигрантов.

Рисовал он книгу пять лет. Идея его менялась в процессе работы. Поначалу это была книга в 32 страницы и в ней был текст. Это была книга об общей идее эмиграции и воображаемой несуществующей стране. даже герои ее не были людьми, а были странными птицеподобными существами. Но затем Шону захотелось рассказать более личную историю человека, с подробностями, с которыми сталкивается каждый чужак в чужой стране, вплоть до мелочей - как купить билет на автобус в непонятной транспортной системе, как купить продукты, как снять жилье. Чем больше он рисовал эскизов, тем больше разрасталась история. В какой-то момент он понял, что слова лишние в этой книге, она должна возникать, как сон, медленно и  постепенно разворачиваясь.  Значит сюжет, движение,эмоции нужно будет передавать не просто иллюстрациями, а чем-то вроде комикса - последовательными фазами. От этого число страниц стало подбираться к ста, а так как по технологическим требованиям страниц в книге должно быть кратно шести, Шон остановился на 120 страницах.

Шон Тан не рисовал комиксов (и не увлекался ими) и не ставил такой задачи, это должна была быть книга в картинках. Если есть текст, легко передать движение, написал " он встал, пересек комнату и взял книгу со стола" - и все произошло. если же делать книгу без слов, понадобится нарисовать последовательно эти действия. Так он решил, что в некоторых местах страница будет разбита на маленькие картинки, чтобы последовательно передать движение или эмоции. Это не совсем комикс. Он специально прочел книгу  про то, как понимать комиксы - Understanding Comics, и понял, что к его идее ближе японские комиксы, в которых меньше слов, но которые передают движение и эмоции.

Поскольку книга должна была быть очень дорогой в производстве - много страниц, одни картинки - Шон придумал сделать ее монохромной - и таким образом снизить расходы на производство и сделать ее более привлекательной для издателя. Потом оказалось, что выигрыш в стоимости по сравнению с полноцветом будет не такой значительный и Шон стал играть с идеей старого альбома, пожелтевших фотографий. Он придумал обложку, которая выглядит как старый альбом со странными фотографиями и отослал историю не только в другую страну но и в другое время - куда-то в девятнадцатый (как он считал) век.




Вторым его вдохновением были сториборды фильмов. Шон и  относился к своей задаче, как к созданию фильма - очень хороший фильм, говорил он, можно понять, даже если вы выключили звук.

В ней сто двадцать страниц и все тщательно вырисованы вручную карандашом. Нарисовать начисто полную  страницу занимало у него неделю времени. Но он не спешил, потому что история ему очень нравилась и он хотел передать ее так как видел мысленным взором. Большую часть времени он посвятил придумыванию и развитию истории и собиранию материалов, но, конечно, основную часть времени заняло непосредственно рисование. Про работу подготовительную и его скетчбуки  у него есть отдельная книга.  А сейчас история человека, прибывшего в непонятную и незнакомую страну.

Форзацы покрыты как бы старыми документными фотографиями - вдохновляли его фотографии европейских переселенцев из архивов.


И с первого шмуцтитула начинаются незнакомые надписи и непонятные слова:



Книга выглядит как старый пожелтевший альбом, в который приклеены  фотографии и старые бумаги.


Страна из которой герой уезжает, выглядит как среднеевропейская страна со странными особенностями. Но та, в которую он приезжает - гораздо более странная и непонятная, со странными животными и машинами.

 Первая страница с подробностями жизни дома:


 Семья собирает его в далекий путь. Бережно завернутая фотография. Для героя Шон тан позировал себе сам - это было и удобно, потому что референсов нужно было бессчетное количество - а с другой стороны, он как бы проживал эту историю сам.


Вот они собираются, просто быт. И вдруг - на улице на стене тень драконьего хвоста.


 Над городом летают драконы.


 Прощание на вокзале. Отец дарит дочери бумажную птичку. Все передано как кадрами  - вот он шагнул в поезд, вот его держат две руки - вот они разомкнулись. и поезд постепенно исчезает вдали.


Глава вторая - путешествие. Герой в каюте парохода, и мы как бы с каждым шагом отступаем и отступаем дальше.


Огромное облако и маленький пароход. Все рисунки полностью нарисованы карандашом примерно в натуральную величину.


Кадрики облаков:)


Прибытие в незнакомую гавань. У Шона самого нет эмигрантского опыта, он и родился и вырос в Австралии, поэтому воображение помогало ему создать страну, которая казалась бы странной всем читателям, чтобы передать идею жизни в незнакомой стране, в незнакомых обычаях и архитектуре. Он должен был придумать все в этой стране - архитектуру, транспорт, как города взаимодействуют с природой, какие растения там растут, какие животные ее населяют.


Обход бюрократов:




 Из гигантских труб выпускаются воздушные шары с кабинками - эмигрантов рассылают по стране.


 Вот он летит над странными незнакомыми местами,


 приземлился.


Что видит вокруг. Эти картинки тоже вдохновлениы нью-йоркскими сценками начала века.


Что показывают часы - непонятно. Что изображено на карте - непонятно. Прохожему он нарисовал кровать в блокноте - и тот понял, что нужно жилье.


Домохозяйка и комната.


 тут он обнаруживает странного зверя. Шон себе представлял, что в каждом жилище в этой стране обитает свой зверь - как домовой.


Открытый чемодан как окошко в мир дома... Вспоминает отъезд. Камера отъезжает... И мы видим дом снаружи.


Город


Узнал, как купить билет и сесть на транспортное средство


 Разговорился с девушкой. Она тоже недавняя эмигрантка. Серые рваные фотографии - это ее история.


А это герой узнает, как покупать продукты. У него нарисована еда в блокноте - образами можно общаться без слов.


Опять нашлись добрые люди и помогают - демонстрируют, какая еда есть. А потом мальчик просит отца пригласить нового знакомого в гости.


 Это история этой семьи. Некое такое  псевдо-советское пространство, где гиганты огромными пылесосами засасывают людкй.


Их семья убежала, спаслась и переплыла на лодочке в другую страну. А на правой картинке они уже в сегодня - плывут к дому этой семьи.


какие совы гигантские! Аааа, очень люблю эту картинку! Привязали лодку и поднялись в дом.


Готовят, едят, разговаривают, как могут.


Покупки и посылки. На табличке, наверное написано: осторожно, злая марабака. Но читать наш герой пока не может... Приходится спасаться бегством.


 Нашел работу на заводе:


 Разговорился со стариком с работы. Еще одна история эмиграции.



Старик отвел его к друзьям. они на горе играют в какую-то игру с шариками и конусами.


Годовой цикл растений - заодно понятно, что год прошел.


 И вот в небе долгожданный воздушный шар - семья прилетела!


 Вот они обнимаются, добежав друг до друга...


А это он им рассказывает про жизнь. Девочка убегает гулять...


И помогает вновь прибывшей женщине:)

 И это только небольшая часть! В книге, как я уже говорила, 120 страниц - и каждую можно долго рассматривать.

Comments:


kremposhka
спасибо за комент kremposhka at 2018-01-05 13:45 (UTC) (Страница с постом)

Очень интересно, спасибо!

заБлумшая душа
спасибо за комент mrs_molly at 2018-01-05 14:18 (UTC) (Страница с постом)
читала про него в вашем журнале. Дааа, если сравнивать с некоторыми предыдущими постами в сообществе, то разница всё же есть.
edvoskina
спасибо за комент edvoskina at 2018-01-05 17:51 (UTC) (Страница с постом)
Потрясающая книга.
У меня выставка была в этом году в библиотеке, как раз в зале комиксов. Часто, когда я ждала пока очередные гости насмотрятся, я листала эту книгу. Вдоль и поперёк. Насладилась так, что покупать теперь смысла нет)))
Alika
спасибо за комент rikki_t_tavi at 2018-01-05 22:34 (UTC) (Страница с постом)
А в библиотеке он проходит по разделу комиксов?

Я помню, не могла в книжном найти его, пришлось работника спрашивать, где. И тоже был не в детских книгах, не в книгах антропологических или арт - а вдетском разделе комиксов. Стоял среди рядов тоненьких бумажных книжечек, как странный дуб.

Но сейчас пошла прямо волна бессловесных детских книг, я их начала собирать - может их станет так много, что для них прямо место образуется, в котором искать сразу.
edvoskina
спасибо за комент edvoskina at 2018-01-06 06:27 (UTC) (Страница с постом)
Там к комиксам серьезно подошли)))
Трэша мало, зато собраны сливки. Я когда перебирала, хоть и небольшой знаток, но про многие знала - "классика".
Но это я на основные полки не залезала


Edited at 2018-01-06 06:28 am (UTC)
спасибо за комент d8p at 2018-01-05 21:00 (UTC) (Страница с постом)
Без псевдо-пылесосов на псевдо-советском пространстве ни одна история не обойдется. Обязательный ингредиент.
Нарисовано занятно, да. И хоть понятно, что это личный проект, но выглядит это всё как нелепый политзаказ.
Alika
спасибо за комент rikki_t_tavi at 2018-01-05 21:27 (UTC) (Страница с постом)
Да, понимаю. На постсоветском пространстве без мыслей о политзаказе, первым делом всплывающих в голове постсоветского человека, наверное, трудно обойтись. И это будет окрашивать все подряд.
SeaNN
спасибо за комент seann at 2018-03-26 06:58 (UTC) (Страница с постом)
Но это же действительно бросается в глаза. Мифология, напетая СМИ, кино и проч. Тогда как послевоенная иммиграция была очень небольшой в сравнении с "до-квотными" временами действительно массовых потоков и центральной и восточной Европы, Ирландии и Италии.

Где-то был сайт с фотографиями архивов Эллис-Айленд до 1918 г. То есть эпохи свободной иммиграции до введения квот, когда и прибыла основная масса эмигрантов. Интересно, что люди на фотографиях одеты в то, что позднее назовут "народной одеждой", то есть очень экзотично и разнообразно. И становится понятно, что образование в городах этнических анклавов и общин было масштабным явлением и служило людям мостиком для вхождения в новую жизнь. (Но многие обходились без этого мостика и сигали в новую жизнь с головой.)

Коллега Пруль
спасибо за комент collegaproul at 2018-08-15 12:30 (UTC) (Страница с постом)
А у меня наоборот, с нацистами ассоциация возникла. Хотя я не видел других страниц, впрочем.
bonia66
спасибо за комент bonia66 at 2018-01-05 21:19 (UTC) (Страница с постом)
А мне подарили эту книгу на НГ. Вот теперь я её хорошенько рассмотрю.
Alika
спасибо за комент rikki_t_tavi at 2018-01-05 21:27 (UTC) (Страница с постом)
О, здорово! Какой правильный даритель!
Vic
спасибо за комент koniglio at 2018-01-05 22:49 (UTC) (Страница с постом)
К своему стыду я никогда не слышала об этом художнике-иллюстраторе. Благодаря вам открыла его для себя. Спасибо огромное-приогромное.

Книга замечательная. Особенно когда сам прошел через все эмигрантские прелести, многие рисунки затрагивают что-то в душе.

Обязательно куплю ее. Еще раз, спасибо.
Alika
спасибо за комент rikki_t_tavi at 2018-01-05 23:00 (UTC) (Страница с постом)
Шон Тан вообще прекрасный! А эта книга, да, очень символично изображает ситуацию, когда все вокруг новое, вот эту квинтэссенцию непонятности - и постепенного врастания. Ну и картинки - всем интересны для разглядывания, и детям и взрослым!
Previous Entry  Next Entry