vyatich_ru (vyatich_ru) wrote in kidpix,
vyatich_ru
vyatich_ru
kidpix

Categories:

Георгий Ковенчук «От Комсомольска до Ургала» Рисунки Г. Ковенчука («Детская лит-ра», Москва 1977 г.)

Георгий Васильевич Ковенчук «От Комсомольска до Ургала»
Рисунки Георгий Васильевич Ковенчук
Издательство «Детская литература», Москва, 1977 год
Тираж 300 000
Цена 55 коп


Я начал серию постов про "любые, нелюбимые" иллюстрации в книгах. Понятно что это не просто "нелюбимые", не просто плохая работа или халтура, в серию "нелюбимые" попадают большие мастера, достойные того чтобы я тратил время на сканирование их книг, но по каким-то причинам не нравившиеся мне. Например, Лемкуль с иллюстрациями к Михалкову - Сергей Михалков "Детям" Рисунки Ф. Лемкуль (Изд-во "Детская литература" Москва, 1969 г). Понятно что Лемкуль корифей, но... но у меня был немного свой взгляд на вещи. Тоже самое и с "любимыми". Естественно, я не собираюсь в сотый раз петь дифирамбы Трауготам, Вальку, Ротову или тому же Лемкулю. Но были книги с иллюстрациями, которые на первый взгляд (да часто и на второй) не очень выразительные, не очень экспрессивные, не очень... вообще непонятно, что в них особенное, но мне они очень нравились, наряду с классиками детской иллюстрации.
Вот сегодня будет одна такая книга. Я буду чередовать "любимая", "нелюбимая". В прошлый раз был "нелюбимый" Кабаков - Борис Зубков «Что такое завтра и вчера» Рисунки Илья Кабаков. В этот раз будет скромный Георгий Васильевич Ковенчук. Ничего себе "скромный", скажите вы. То что Ковенчук большой мастер, известный и прославленный художник, авангардист, наследник традиций, художественный "многостаночник" и прочая, и прочая, и прочая, я узнал только вчера вечером (вернее то что он большой мастер я и в семь лет догадывался. но вот все остальное...). До сегодняшнего дня для меня это был художник одной книжки, которая тем не менее мне очень нравилась. Вроде бы ничего особенного, там и нравится-то нечему, но... Вообще непонятно, что в иллюстрациях такого выдающегося, поэтому она и попала в эту серию. Итак, посмотрим, что же там внутри.



Я в записях про художников-иллюстраторов перешел на новый формат:
1. Сейчас сканирую с разрешением 300dpi, файлы по ссылкам большие.
2. В каждый пост про иллюстрации буду добавлять информацию о художнике.
3. Традиционно мои "пять копеек".
4. Ссылки на посты с иллюстрациями художника.
Приношу свои извинения за качество сканов, книг под сканер не ломаю.

Достаточно редкий случай, когда автор текста и художник одно лицо. Не скажу, что книга меня в детстве захватила. Достаточно спокойная повествовательная история, приехал, увидел, поговорил со строителями, поехал дальше. Никаких особых приключений, никаких подвигов, ничего такого, что могло бы поразить мальчишку. Читал ее кусками.



































В книге есть еще вторая часть "Трасса", но я ее публиковать не буду здесь. модератор просит не перегружать посты, так что желающие досмотреть книгу до конца моогут сделать это у меня в журнале.  Я считаю, что книгу нужно сканировать всю, так и делаю всегда. Также здесь сокращенная версия статьи о художнике, ибо в оригинале я "разошелся" вплоть до видео ролика с Ковенчуком, но здесь это лишнее, все же сообщество о детских иллюстрациях, а не о художниках.

О книге, или "мои пять копеек"
Как вы все знаете я публикую исключительно свои детские книги (не то чтобы у меня других не было, но свои бы опубликовать!).  Что мне в ней нравилось остается загадкой. Вот я сейчас еще раз смотрю иллюстрации, в общем-то ничего особенного. Во многих книгах, особенно в толстых, где несильно "заморачивались" на тему качественной полиграфии, хорошей бумаги и оформления, так рисовали, контурный рисунок, минимум деталей, все очень просто и незамысловато. Но эту книгу я выделял. Я ее, прямо, смотрел и пересматривал. Минимум деталей, максимум понимания. Вот машина на дороге.



Натужно ревя мотором ГАЗ переваливаясь с боку на бок, увязая по ступицы в грязи... Болтается брезент над кузовом, но не от ветра, ветра нет, болтается он, потому что машину трясет. Где видно, что это ГАЗ? А почему не ЗИЛ? Где видно, что нет ветра? Мне это было очевидно - вот ГАЗ, вот две колеи наполненные свинцовой водой. Весь он криво-косо нарисован. Видно что кидает его из строны в сторону. Столбы покосишиеся, провода, не в струнку, сопки синие - все какое-то сирое и неустроенное. Листья на земле. Редкие лиственницы на сопках. Грязь, тайга, ветра нет. Почему нет ветра? Потому что его нет. Почему ГАЗ? Потому что ГАЗ, а не ЗИЛ, или Урал, КАМАЗ, эти правда трехосные. Я не знаю, я пытаюсь анализировать, искать объяснения, но их нет - просто я смотрел и видел "натужно ревя мотором ГАЗ переваливаясь с боку на бок, увязая по ступицы в грязи..." Все, это аксиома, мне это было понятно. Есть много отличных иллюстраторов, мастерски создающих великолепные, многоцветные, декоративные работы, с максимум деталей, очень тщательно вырисовывающих каждый нюанс. Приятно смотреть на их иллюстрации, приятно их рассматривать, но... но истории нет. Есть красивая сопроводительная картинка к тексту, а истории нет. У Ковенчука есть по моему мнению. А Комсомольск среди сопок? Солнце, слабый ветерок, красота. Ощущение легкости, света. Молодой, светлый, город-сказка, город-мечта, город на заре. Какой светлый, там одни бараки. Я не знаю, что там на самом делей, но я понимал так. Так мне казалось. А в командирской палатке (это уже из второй части)? Серьезные люди, делают серьезные дела,  и каждая деталь неслучайна и пила, и сапоги, и ветка на полу, и темный перекошенный (платка же) квадрат окна. Кривая труба, кривая карта на брезентовой стенке палатки, все это создает атмосферу неустроенного, временного жилища, но не убогой "хибарки" затерявшейся и застрявшей в тайге, а походного штаба - нынче здесь, завтра там. Короче, у Ковенчука все же есть история в каждой иллюстрации.



Если вы посмотрие ниже на работы "наследника русского футуризма", то немного общего найдете в них с иллюстрациями в книге, а, прямо скажем, совсем чуть-чуть. Несомненно, авторский подчерк присутствует. Но я даже не могу представить как у Ковенчука авангардиста, формалиста)) вдруг получилась такая книжка. Нет, это понятно, что "Детская литература" авангард бы просто не пропустила, но вообще непонятно, что его вдруг потянуло и на эту тему и на такую манеру рисунка. "Рисуем строчками" сделалан в привычной и близкой для художника манере плаката (Погореловский С. , Ковенчук Г. Рисуем строчками. Л.: Художник РСФСР. 1971 г.). Может как раз прижала советская власть "авангардистов"  и заставила ехать на БАМ воспевать трудовые подвига? Или автор сам решил немного снизить напряженность выпустив такую работу, или просто денег заработать нужно было. Не знаю, и даже предполагать не хочу. Теперь мы вряд ли уже узнаем. Но осталась книга, которая несмотря на всю простоту мне дико нравилась (упоминания про эту книгу нет даже в статье про художника в Wikipedia, хотя конечно сетевая энциклопедия и не идеал, но показательно). Георгий Ковенчук ушел от нас в феврале этого года. Поздно я сел писать этот пост. Надо было ему послать отзыв семилетнего "критика". Он был обласкан и признан, всемирно признан, большие мастера писали о нем очень положительные статьи, но пожалуй такого крититика как я у него не было. Не знаю насколько "проходной" была для него эта работа, для меня книжка не была "проходной". Был бы в Питере зашел бы к нему, поговорил бы как художник с художником. Не успел.
Как вот так люди могут рисовать? Я много лет назад уже задумался над этим вопросом. Я всегда любил подражать тем художникам-иллюстраторам которые мне нравились. Но что-то у меня как у Ковенчука такой легкости и точности рисунка не получалось. И я задумался, как так можно рисовать? И мне в голову пришла гениальная/необычная/глупая мысль, а Ковенчук рисует не отрывая карандаш от бумаги. Особеннго это видно там где он рисует краны, строения, мосты. Линия контура въется, идет зигзагами, практически не пересекается и создает готовый рисунок. Да, эврика, я разгадал "загадку Леонардо"! А может мне просто хотелось подурачится. И я начал рисовать не отрывая карандаш от бумаги. Судя о тому что художником я так и не стал, данная техника немного мне дала, но все же помню были у меня такие эксперименты.
Вот такая вот история про эти иллюстрации. Я поэтому, кстати, и современные книги не сканирую, хотя покупаю детям и вижу больших мастеров, и отличные работы, нет у меня таких историй для современных книг. Не может взрослый оценивать детские иллюстрации, нет не может. Есть и без меня кому современных авторов сканировать, поэтому продолжу свои книги сканировать, у меня их еще тонны две.
Некоторые спрашивают, а зачем я всё это пишу, свои впечатления от книг, да и уж позабылось все, сочиняешь сейчас поди взрослую отсебятину? Нет не все забылось, и не сочиняю, вот сегодня ничего и сочинять не пришлось. А пишу потому что не исключаю, что мои записи читают не только любители книг, но и художники, пусть знают как дети воспринимают художественные работы. Знают и думаю над тем что рисовать и как рисовать, хотя я высказываю сугубо личное мнение.

Георгий Васильевич Ковенчук

Георгий Васильевич (Гага) Ковенчук - советский и российский художник, писатель. Живописец, график, художник книги и плакатист, эстампист (офорт, акватинта, литография, линогравюра, ксилография, монотипия, шелкография, трафарет), занимался керамикой. Заслуженный художник России, член секции графики Санкт-Петербургского Союза художников, член Союза журналистов. Участник творческого объединения художников-плакатистов "Боевой карандаш".

Родился в Ленинграде 2 декабря 1933 года Мама — театральный художник Нина Николаевна Ковенчук (работала в театре Акимова), дед — художник-авангардист Николай Кульбин, футурист, один из организаторов "Бродячей собаки".

По словам Михаила Германа: «Дар и художественная деятельность Ковенчука отличаются редкой разносторонностью, умной иронией и поразительной изобретательностью. Он пишет большие картины, делает объекты, расписывает даже устричные раковины. Внук знаменитого общественного и художественного деятеля Николая Ивановича Кульбина, много способствовавшего развитию русского авангарда, Ковенчук с младых ногтей ощущал себя внутри передовой культуры XX века».

Учился Георгий Ковенчук сначала в средней художественной школе при Институте им. И.Е.Репина, затем на графическом факультете в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, в мастерской А. Ф. Пахомова (1954—1960). Уже в процессе обучения стал довольно известным художником, так как занимался иллюстрациями для книг и плакатами. Защитил диплом серией плакатов, в жанре, в котором затем художник успешно работал долгие годы. Оценка - отлично, присвоена квалификация художника-графика.


(источник: Советский плакат)

В шестидесятые он делал многочисленные и действительно очень смешные плакаты для "Боевого карандаша", рисовал, писал, в 1969-1972 гг. был главным художником журнала «Аврора».


(источник: CARTUNION)

Плакат и книжная иллюстрация составляли «официальную» сторону деятельности художника в советское время, что не мешало параллельно заниматься станковой графикой и живописью.


(источник: CARTUNION)

Художник много рисовал как иллюстратор для ряда издательств и журналов: "Аврора", "Костёр", "Мурзилка" (с 1975) и других. На протяжении всей жизни Ковенчук работал как книжный художник, иллюстрируя сочинения русских писателей ХХ века; некоторые из этих книг были опубликованы за рубежом (например, сборник рассказов М. М. Зощенко в 2011 году вышел в Японии). Наиболее известны оформленные им книги: «Из записных книжек» И. А. Ильфа (выдержало несколько переизданий) и изданный тиражом 30 000 экземпляров «Клоп» В. В. Маяковского.



В 1971 году состоялась его первая персональная выставка, закрытая, впрочем, властями через несколько дней «за формализм».


( Музыкант Жора, 1971, ксилография, источник ArtRU)

В 1975-м в оформлении Ковенчука был издана пьеса Владимира Маяковского «Клоп», которая стала одним из первых в те годы примеров целостного художественного решения книги в традициях русского авангарда. Ее справедливо сравнивали с театральной постановкой, а Лиля Брик утверждала, что «под этой книгой подписался бы сам Володя!».


(источник: сайт сайт Алексея Парыгина)

Издание книги сопровождали цензурные запреты, и оно было бы невозможно без заступничества Лили Брик, Валентина Плучека и других деятелей культуры.За графику к комедии Маяковского "Клоп" Георгий Ковенчук был награждён дипломом «Лучшая книга года» (1975); серебряной медалью Международной бьеннале графики в г. Брно (Чехия, 1994).
В 2013 году иллюстрации Ковенчука к «Клопу» были переизданы в петербургском Издательстве Тимофея Маркова в виде отдельной папки шелкографий  лимитированным тиражом (50 + 20 экземпляров)
А это, как я понимаю, середина 70-х снова БАМ как и в книге, только во "взрослом варианте".


(источник: Художественная галерея "Голубая Гостиная")


(источник: Художественная галерея "Голубая Гостиная")

Георгий Васильевич Ковенчук участник множества всероссийских и международных выставок, начиная с 1956 года. Его персональные выставочные проекты были показаны во многих странах мира (Россия, Британия, Франция, Швеция, Монако, Германия, США и др.)
В 1980-2000-е годы Георгий Ковенчук много путешествовал. Жил и работал в ряде стран Европы (Франция, Швеция, Англия, Германия, Польша, Монако, Финляндия и т.д.), в США, Японии и Китае, Тунисе. Особое место в творческом наследии художника занимают живописные и графические (например, Moulin Rouge) серии работ созданные в Париже.


Из серии Moulin Rouge. 2006. Бум, цв. линогравюра,

С начала 1990-х годов Ковенчук в течение десяти лет работал в парижских галереях, в том числе в галерее W, а также в Реймсе, Лионе, Монако, Лондоне, Берлине, Стокгольме, Ханчжоу, Осаке.
На протяжении своей жизни художник встречался, работал, дружил или осуществлял совместные творческие проекты со многими выдающимися людьми своего времени, в числе которых были: Георг Шолти, Алексей Кручёных, Алексей Хвостенко, Марк Шагал, Лиля Брик, Отар Иоселиани, Даниил Гранин, Сергей Довлатов.
В 2003 году художник был удостоен серебряной медали Российской академии художеств. Работы Ковенчука – в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее Города, в ведущих отечественных музеях, собраниях зарубежных стран  и частных коллекциях по всему миру.
Георгий Васильевич Ковенчук умер в Санкт-Петербурге 3 февраля 2015 года. Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Работы Георгия Васильевича Ковенчука можно посмотреть здесь:
Другие публикации с иллюстрациями Г. Ковенчука

Книг с иллюстрациями Ковенчука отсканировала очень мало, в kidpix я их не нашел вообще.
Публикую список, как как возможно кто-то захочет посмотреть и другие работы художника.

Tags: К
Subscribe

  • Художник В. Глуздов. Котигорошко. К.: Дитвидав. 1960 г.

    Котигорошко. Украинская народная сказка. Художник В. Глуздов. К.: Дитвидав. 1960 г. Переплет: мягкий; 30 страниц; формат:…

  • Как выжить в индустрии комикса

    Привет! А у меня в 2019 году большая новость: вышла моя первая книга - "Как выжить в индустрии комикса", пособие с советами для всех, кто…

  • Добывайки

    У нас сейчас в книгоиздательствах добываечный бум. На Лабиринте том же можно увидеть массу вариантов книг от отечественных художников. А я вам выложу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments