vyatich_ru (vyatich_ru) wrote in kidpix,
vyatich_ru
vyatich_ru
kidpix

Categories:

Борис Зубков «Что такое завтра и вчера» Рисунки Илья Кабаков (Изд-во "Малыш" Москва 1978 г

Борис Зубков «Что такое завтра и вчера»
Серия: «Почемучкины книжки»
Рисунки Илья Кабаков
Издательство «Малыш», Москва, 1978 год
Тираж 200 000
Цена 25 коп


Я начал серию постов про "любые, нелюбимые" иллюстрации в книгах. Понятно что это не просто "нелюбимые", не просто плохая работа или халтура, в серию "нелюбимые" попадают большие мастера, достойные того чтобы я тратил время на сканирование их книг, но по каким-то причинам не нравившиеся мне. Например, Лемкуль с иллюстрациями к Михалкову - Сергей Михалков "Детям" Рисунки Ф. Лемкуль (Изд-во "Детская литература" Москва, 1969 г). Понятно что Лемкуль корифей, но... но у меня был немного свой взгляд на вещи. Тоже самое и с "любимыми". Естественно, я не собираюсь в сотый раз петь дифирамбы Трауготам, Вальку, Ротову или тому же Лемкулю. Но были книги с иллюстрациями, которые на первый взгляд (да часто и на второй) не очень выразительные, не очень экспрессивные, не очень... вообще непонятно что в них особенное, но мне они очень нравились, наряду с классиками детской иллюстрации.
Вот сегодня будет одна такая книга. Я буду чередовать "любимая", "нелюбимая". В прошлый раз был "любимый" Власов. Неброский, практически моноцветный, но очень атмосферный. Я даже не знаю почему он мне так нравился. А сегодня  будет корифей всего чего угодно, плодовитый книжный график  художник Илья Кабаков.
Этим постом я также продолжаю "Почемучкину серию" в которой опубликовал подборку книг с иллюстрациями Кыштымова - Б. Зубков «Как построить небоскреб», Б. Зубков «Что подсказала летучая мышь», Б. Зубков «Из чего все машины сделаны» Рисунки Борис Кыштымов. И конечно интересно посмотреть как разные художники работавшие с одним автором и в одной литературной серии работаюс книгой. Насколько меняется восприятие иллюстративного материала ребенком (это я уже про свои "пять копеек" которые будут ниже) у одного автора в одной тематической направленности.



Я в записях про художников-иллюстраторов перешел на новый формат:
1. Сейчас сканирую с разрешением 300dpi, файлы по ссылкам большие.
2. В каждый пост про иллюстрации буду добавлять информацию о художнике.
3. Традиционно мои "пять копеек".
4. Ссылки на посты с иллюстрациями художника.
Приношу свои извинения за качество сканов, книг под сканер не ломаю,





























О книге, или "мои пять копеек"
Как вы все знаете я публикую исключительно свои детские книги (не то чтобы у меня других не было, но свои бы опубликовать!).  Как вы поняли уже из первых строк этой записи книжка относится к моим "нелюбимым", несмотря на то что Кабанов несомненно большой мастер. При этом я хочу сказать что мне очень нравились иллюстрации Кабакова в детстве, у меня порядочно книжек с его рисунками. Нравились, но не эти иллюстрации. Определенную роль здесь конечно сыграло и то что эта книжка идет в "фарватере" предыдушей Кыштымовской серии. Кстати и обложку Кабаков стилизовал под Кыштымова)). Тот кто читал в свое время "Почемучкину серию" знает, что в ней выходило достаточно много книг и о природе, и о технике оформленных совершенно разными художниками в совершенно разной манере.Нно эта работа Кабакова воспринималось мной только в сравнении с Кыштымовым. Кыштымов в моем понимании побеждал по всем категориям. В иллюстрациях Кабакова мне не нравилось всё!
Во-первых цвет. После яркого, жизнерадостного, солнечного, декоративного (но не кислотного (!) Кыштымова) иллюстрации Кабакова очень сдержанные по цветовой гамме, неброские, невзрачные, в "пастельных тонах". Н-у-у-у-у-у.... Мне так не нравилось. Мне совершенно не нравились миниатюры в центре страниц. Зачем художник залил их выцветшим болотно-зеленым цветом?
Во-вторых мне не нравились сами иллюстрации. Кабаков не скрывает что пришел в книжную графику только из-за денег, всегда относился к этому "без души". Видимо, поэтому в его мемуарах этого времени страницы, описывающие работу над иллюстрациями, он заканчивает следующим саморазоблачительным пассажем: «Если бы существовали “датчики”, с какой силой страсти ты отдаёшься изображению зайца, то многие “погорели” бы. Но у нас, слава богу, таких экспертиз нет. И заяц, нарисованный бесчувственным способом ради заработка, и заяц, нарисованный с любовью, дают примерно одинаковые результаты в материальном выражении». При этом в работе для издательства проявились профессиональные качества Ильи Кабакова, которые впоследствии помогли ему сделаться самым влиятельным русским художником 1990-х годов, – кроме невероятно большой работоспособности это ещё и готовность быстро представить заказчику гарантированный результат. Как пишет Кабаков, он делал пять-шесть, а то и восемь книжек в год, и это всего занимало около полутора месяцев в году. Проиллюстрировав к началу 1980-х не одну сотню книг, официально Кабаков был известным художником детской книги. По воспоминаниям участников художественного процесса тех лет можно приблизительно подсчитать, что тонкая 16-страничная детская книга обеспечивала художника суммой, сравнимой с годовой зарплатой советского человека – то есть около полутора-двух тысяч рублей. Мастерская Ильи Кабакова на Сретенском бульваре была построена художником в 1968 году на деньги, полученные за иллюстрации к детской книге «Дом, который построил Джек». В воспоминаниях Кабаков пишет, что гонорар составил 4 тысячи рублей, а бригаде строителей надо было заплатить 2800. В издательстве рисунок оценивался по сложности и трудоёмкости, гонорар художника зависел от того, как много фигур изобразил он на картинке, – отсюда обилие деталей и множество человечков в детских иллюстрациях Кабакова. Я не знаю насколько проходной была эта работа и сколько недель (?), дней (?) часов (?) было на нее потрачено, но я у Кабакова видел книжечки и поинтересней в свои 7 (?) лет.  Многие иллюстрации откровенно примитивны, мало деталей, нарисовано "крупными" мазками". Возьмите фазы Луны, ну просто схема, да и многие центральные миниатюры очень просты. Мне такое не нравилось, я любил чтоб все очень детально было. Или не детально, я был в большом восторге от Трауготов и не сказал бы чтобы они скрупулезно что-то вырисовывали, но у них было другое. А земной шар на разворот... Скупо, неинтересно. А как оформлены начала глав? Просто голубой шрифт того же вида и размера! Ни инициала, ни какой-то интересной работы со шрифтом... Примитив! При этом, как писалось выше, Кабаков все же был профессионалом. И хотя бы с точки зрения необходимости поддерживать высокий уровень чтобы в другой раз получить заказ он конечно пытался уж совсем планку не опускать. Здесь видны я бы сказал "эмбрионы" иллюстраций. Например, 15 страница вагоны, при желании Кабаков мог бы создать целую картину из жизни железной дороги, с поездами, окружающим пейзажем, машинами стоящему у переезда, самолетами в небе и т.д, Или подводная лодка, можно было бы показать море в разрезе - корабли, порт, краны, внизу подлодка ит.д. И здесь необходимо перейти к третьему пункту который мне очень не нравился.
В-третих мне не нравилось что в книжке не было иллюстраций. Вот те на! А про что же мы прочитали только что пять абзацев текста? Какие это иллюстрации? Это сумбур вместо иллюстраций! Я не знаю Кабаков ли предложил такое взаимодействие картинок с текстом, или нет. Но мне совершенно не нравился подход - в центре текст по краям иллюстрации. Рамочная концепция меня разочаровала. Вместо больших, интересных, мощных илюстраций, я увидел "орнамент" графических фрагментов и миниатюр. Скорее всего это "находка" художника. Вот что пишут арт-критики «Наверное, именно благодаря детской книжной иллюстрации Кабаков сделал одним из своих главных приёмов «рисование по краям». Сюда относится не только способ композиционного построения графического листа. Можно вкладывать в этот термин и социологический смысл с иронией: ведь книжная иллюстрация была для Кабакова краем, периферией всей его художественной работы, в центре которой находились совсем другие вещи, по-настоящему занимавшие художника. «Рисование по краям» – одна из главных отличительных черт альбомов Кабакова. Рамочная композиция используется также в книжных иллюстрациях Булатова и Васильева, которые ещё больше, чем Кабаков, испытали влияние В.Фаворского. Разумеется, рамка и вписанный в картуш рисунок существовали и прежде у других художников как декоративный элемент, но Кабаков первый, кто обыгрывает эту встречу двух пространств – расположенного «за листом» с пространством листа. Описывая работу над альбомами, он так объясняет её: «Все эти предметы, их изображения существуют в этом белом пространстве как временные наплывы, как облака, пришедшие сбоку, а не из глубины, вплывшие со стороны и уплывающие в сторону. Наступит время, и всё это изображённое поплывает вбок и исчезнет, мушки улетят, а белый свет сохранится непотревоженный».
Нверное у меня была (и есть) очень концептуальная и продвинутая работа большого художника, а я и не понял! Да,я не понял, ничего не нравилось. Были бы крупные хорошо прорисованные иллюстрации, то вероятно мне бы понравилось. Я люблю Кабаковский динамичный стиль (у Кыштымова например абсолютная статика), но подводя итоги скажу, в этой книге, в этой серии, у этого автора Кыштымов - да, Кабанов - нет
Некоторые спрашивают, а зачем я всё это пишу, свои впечатления от книг, да и уж позабылось все, сочиняешь сейчас поди взрослую отсебятину? Нет не все забылось, и не сочиняю, вот сегодня ничего и сочинять не пришлось)). А пишу потому что не исключаю, что мои записи читают не только любители книг, но и художники, пусть знают как дети воспринимают художественные работы. Знают и думаю над тем что рисовать и как рисовать, хотя я высказываю сугубо личное мнение.

Илья Кабаков

Илья Иосифович Кабаков родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске, СССР - российский и американский художник, график, автор публичных проектов и инсталляций, теоретик русской культуры, одна из наиболее значительных фигур московского концептуализма. В последнее время работает в соавторстве со своей племянницей (впоследствии женой) Эмилией.

Илья Кабаков родился в семье слесаря Иосифа Бенционовича Кабакова и бухгалтера Беллы Юделевны Солодухиной. В 1941 году вместе с матерью он попал в эвакуацию в Самарканд. В 1943 году его приняли в Художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, преподаватели и ученики которой тоже были эвакуированы в Самарканд. Оттуда Кабакова в 1945 году перевели в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ). Ее он закончил в 1951 году и тогда же поступил на отделение графики в Суриковский институт (Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова), где занимался в мастерской книги у профессора Б.А. Дехтерева. Окончил институт Кабаков в 1957 году.

С 1956 года начал иллюстрировать книги для издательства "Детгиз" (с 1963 года – "Детская литература") и для журналов "Малыш", "Мурзилка", "Веселые картинки". В 1960-х годах был активным участником андеграундных художественных экспозиций в Советском Союзе и за рубежом. Именно книжная иллюстрация дала Кабакову выход из академизма.

В 1965 начинает участвовать в выставках. Делит мастерскую с одним из ярких представителей сюрреализма Ю. Соостром. В ней собираются люди неофициальной культуры, она становится местом встреч и дискуссий. Именно эта публичная роль кабаковской мастерской сыграла большую роль в формировании московского концептуализма. Позднее Кабаков начинает записывать свои воспоминания о жизни арт-сообщества того времени.


Жук (1982)

В 1970-е годы — член объединения художников «Сретенский бульвар» (Москва). Кабаков (одновременно с Пивоваровым) придумал новый жанр – альбом – набор листов с рисунками и текстами.


Летающий Комаров. Из серии «Десять персонажей». 1973—1974

В 1980 году Кабаков стал меньше заниматься графикой и сосредоточился на инсталляциях, в которых использовал обычный мусор и обыгрывал жизнь и быт коммунальных квартир. С 1988 года живет в США.


инсталляция - Человек улетевший в космос из своей квартиры (1982)

В 2008 году вместе с супругой Эмилией Кабаковой удостоен художественной премии императора Японии, одной из крупнейших мировых наград в области искусства. Работы Кабакова «Жук» ($5,8 млн., 2008) и «Номер люкс» ($4,1 млн, 2006) являются двумя самыми дорогими когда-либо проданными произведениями современного российского искусства (обе — аукцион Phillips de Pury, Лондон).


Номер люкс (1981)

Работы Кабакова находятся в собраниях: ГРМ, ГТГ, ГЭ, Музей Зиммерли, MoMA, Арт-институт Чикаго, Музей Стеделийк в Генте, Центр Помпиду.


инсталляция - Туалет (1992)

Действительно, творчество Кабакова многогранно и обширно: с 1957 года он, кажется, так ни разу и не сбавлял темпов работы. Сегодня выставки его живописных работ и инсталляций проходят по всему миру, он является одним из самых известных современных русских художников. В иллюстрации детских книг и журналов художник проработал ровно тридцать плодотворных лет. За эти годы на его рисунках выросло не одно поколение – но сам Кабаков, как ни парадоксально, не любит вспоминать о своём "книжном прошлом".Про работу в детской книге можно почитать здесь

Источники: ART Узел, Центр Детской книги Библиотеки Иностранной литературы, Московский книжный журнал


Другие публикации с иллюстрациями И. Кабакова
Когда начал искать другие посты с иллюстрациями Кабакова, то рассчитывал что найду десятки ссылок учитывая сколько автор "натворил". Однако обнаружил всего четыре публикации с детской книжной графикой этого автора. У меня дома больше книг с иллюстрациями Кабакова чем во всем ЖЖ постов про него. Удивительно! Ну что же, теперь на один пост больше.
Публикую список, как как возможно кто-то захочет посмотреть и другие работы художника.

Tags: К
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments